Программы развития малых городов Украины

1 Мар

В наследство от советской экономики Украина получила большое количество моногородов, жизнь которых полностью определяет работа одного, в лучшем случае трех предприятий. Сегодня из всех 459 украинских городов таких 120. В них проживает более 2,5 млн человек. И хотя большинство из градообразующих производств уже давно не государственная, а частная собственность, они продолжают пребывать в статусе основного кормильца — главного налогоплательщика, трудоустройщика и мецената по решению всевозможных проблем города, бюджет которого не в состоянии покрыть всех нужд.

Не моно, а стерео

Стоит заметить, что бессистемная благотворительность — луч света в «черную дыру». Она неспособна наполнить бюджет, поднять экономику города и уровень жизни населения. Моногорода могут выжить только за счет диверсификации своей экономики — это неоспоримый факт. Как и то, что уголь в шахтах когда-то закончится. При этом бизнес есть бизнес. Частные производства — это не госпредприятия. Увеличивать прибыль и сокращать расходы — естественный процесс. Но в таких городах оптимизация производства имеет тяжелые социально-экономические последствия: сокращаются рабочие места, уменьшаются поступления в местный бюджет, растет безработица, а из-за нее — алкоголизм, криминал и отток рабочей силы. Кто хочет жить в умирающем городе?

Рецепт выживания и процветания прост: нужно строить новые крупные производства, развивать малый и средний бизнес. Понимая это, украинская энергетическая компания ДТЭК, многие предприятия которой являются градообразующими, отказалась от точечных меценатских проектов и первой стала разрабатывать с местными властями трехлетние стратегии социального партнерства. По сути это долгосрочные программы развития городов. Средств на их реализацию в местных бюджетах не хватает. Они будут либо выделяться компанией ДТЭК, либо привлекаться с ее помощью.

Агентства развития

Первый шаг в этом направлении — создание в моногородах агентств местного развития. Их задача — развивать бизнес-среду в регионах присутствия ДТЭК, привлекать инвестиции. Такие агентства, созданные при участии Сообщества Социально Ответственный Бизнес, уже работают в городах Бурштын, Добротвор и Ладыжин. Совместно с городской властью они разрабатывают инвестиционные паспорта городов и выдают мини-гранты на проекты социальной сферы, энергосбережения или инфраструктуры, готовятся обучать активное население, как зарегистрировать свой бизнес, и уже работают над привлечением инвестиций в города. К примеру, программа «Город своими руками» дает возможность горожанам или общественным организациям получить 95% финансирования на реализацию значимого для жителей города проекта.

По словам Виктории Гриб, руководителя департамента по устойчивому развитию ДТЭК, такие агентства важны в первую очередь для создания новых рабочих мест, а это повысит уровень жизни и снизит социальные риски для градообразующих предприятий. «Мы понимаем, что без развития общества долгосрочное развитие нашего бизнеса невозможно, поэтому продолжаем наращивать финансирование социального развития городов, где живут наши сотрудники и их семьи. Но это должно стать системным взаимодействием, включая прежде всего развитие социально значимой инфраструктуры», — отмечает Виктория Гриб.

Индустриальные парки

Инструментом развития моногородов станет также строительство индустриальных парков — территорий с подведенными коммуникациями, на которых можно строить различные промышленные объекты. Согласно Закону «Об индустриальных парках», который вступил в силу 5 сентября 2012 года, инвесторы, работающие там, могут иметь ряд льгот, к примеру, нулевую ставку таможенного сбора на ввоз оборудования.

Впрочем, абсолютно идиллическими условия существования таких парков не будут. Им придется соревноваться за инвестиции с ближайшими парками-конкурентами в Восточной Европе и России. А задача эта не из простых, ведь в глобальной инвестиционной конкуренции наша страна выглядит, мягко говоря, неубедительно. Заявив о том, что Украина ждет иностранных инвесторов, но не подготовив места для желающих, мы как будто вышли на огромный пестрый базар промышленных инвестиций, но с абсолютно пустым прилавком. Рассказываем, какой у нас хороший товар, но реально показать нам нечего. Мы охотимся на инвесторов, планирующих или расширять свои предприятия, или перемещать их туда, где есть потенциал для повышения продуктивности бизнеса. А для них потенциальный рынок — весь шар земной. Предлагая им себя, наша страна соревнуется со всем миром. И в этой конкуренции индустриальные парки могут сыграть решающую роль настоящего, физического продукта. Это уже давно поняли все наши соседи: чехи, словаки, поляки, турки, русские, построив готовые парки с полным обеспечением электричеством, газом, водой, очистными сооружениями и прочей инфраструктурой. Инвестору остается лишь поставить свой завод, а это, благодаря модульному строительству, дело быстрое. Именно индустриальный парк позволяет сэкономить немалую сумму, сократив время между принятием решения о запуске производства и началом выпуска товара на рынок.

Наполеоновские планы

По закону, источниками финансирования обустройства территории индустриального парка могут быть средства государственного и местных бюджетов, средства частных инвесторов, в том числе привлеченные по модели государственно-частного партнерства. Примером подобного партнерства может служить финансирование корпорацией ДТЭК подготовительных работ по созданию трех парков: в Бурштыне Ивано-Франковской области, Павлограде Днепропетровской области и парка в районе городов Ровеньки и Свердловск Луганской области.

«Выгодное географическое расположение, наличие базовой инфраструктуры, свободных площадей, квалифицированной рабочей силы и прогрессивно настроенной местной власти — вот факторы, предопределившие строительство индустриальных парков именно в этих городах присутствия ДТЭК», — прокомментировала Виктория Гриб.

Согласно национальному проекту «Индустриальные парки Украины», представленному Государственным агентством по инвестициям и управлению национальными проектами, в Украине запланировано строительство десяти пилотных индустриальных парков общей площадью около 1,5 тыс. га. При этом 1 га подготовленной территории индустриального парка вполне может принести от $5 млн и более прямых инвестиций и создать от 20 до 50 рабочих мест. «В общей сложности мы рассчитываем, что в подготовленных с помощью проекта парках будет создано не менее 40 тыс. новых рабочих мест с высоким потенциалом повышения квалификации, а в целом они привлекут $2,5 млрд прямых инвестиций. На их создание и развитие из госбюджета 2013–2017 гг. планируется выделить не менее 160 млн грн. Построить такие парки и хотя бы наполовину заполнить их инвесторами реально к 2017 году. Учитывая, что мы планируем создать первые в Украине десять индустриальных парков размером около 150 га, в стране, где не самый лучший в мире инвестиционный климат и нет опыта развития и управления подобными проектами, это очень амбициозный план», — подчеркивает Петр Кошуков, менеджер национального проекта «Индустриальные парки Украины». — Какие именно парки и города получат госфинансирование, в результате макроэкономического и технико-экономических исследований определит Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами Украины. Мы рассчитываем, что за финансирование между городами будет здоровая конкуренция, и главной движущей силой по созданию и развитию парков, привлечению средств на их строительство и продаже их инвесторам будут те, кому эти парки жизненно необходимы, — местные власти и градообразующие предприятия. Такие, как в составе компании ДТЭК».

По опыту других стран, для эффективного поиска инвесторов в индустриальные парки правительства создают отдельные органы центральной власти. К примеру, в Словакии, которая «перетянула» на свою территорию производственные мощности многих мировых корпораций, этим вопросом занимается центральное государственное агентство SARIO (Словацкое агентство развития торговли и инвестиций). Очевидно, иностранному инвестору удобнее вести диалог с одной структурой в столице государства, получать от нее информацию о том, что могут предложить регионы страны, чем самостоятельно анализировать десятки вариантов на периферии.

Перепост: Галицькі контракти