Основные сегменты потребителей твердого биотоплива

17 Апр

Основных потребителей твердого биотоплива можно разделить на три большие группы:

  1. Крупные электростанции и ТЭЦ
  2. Котельные малой и средней мощности
  3. Частные потребители

Крупные электростанции, наверно, были первыми потребителями биотоплива. Можно сказать, что они начали формировать новый рынок и спрос на данный вид продукции. Такие потребители интересны производителям, так как могут покупать большие объемы продукции.

Крупные электростанции, в свою очередь, можно разделит на два типа. Это как полностью биотопливные био-ТЭЦ, так и обычные угольные ТЭЦ, на которых путем небольшой реконструкции существует совместное сжигание биомассы с углем. Большой рынок в этом плане раньше существовал в Польше.

Основными видами биотоплива, которое используется на таких электростанциях, являются пеллеты, что связано с удобством их автоматической подачи. Для производителей биотоплива такие потребители также интересны тем, что они предъявляют мягкие требования к качеству продукции. По большому счету, им не так важно внешний вид продукции, главное — это калорийность и количество топлива, которое может обеспечить производитель.

В Украине первые большие био-ТЭЦ строятся в Киевской и Львовской областях — это проекты таких компаний как Биогазэнерго и Олияр. На данных био-ТЭЦ планируется ставить котлы американской компании Hurst. Аналогичный проект в городе Вишневое Киевской области, который готовился как пилотный в рамках государственной программы до сих пор видно только на бумаге.

Вторая группа потребителей биотоплива — это малые и средние котыльные. На таких котельных можно с успехом применять как древесную щепу, так и пеллеты. На западе, особенно в Скандинавских странах, большее распространение получили котельные на щепе, поскольку в таких случаях нет надобности делать дополнительный передел при производстве пеллет, если вы используете местное топливо.

На данный момент в Украине наметился тренд развития этого сегмента рынка в сфере производства тепла для бюджетных потребителей и социальной сфере. Экономика таких проектов показывает привлекательность использования биотоплива при существующих ценах на природный газ в размере 4 600 гривен за тысячу кубометров.

Рост и развитие рынка, по нашему мнению, сдерживает незнание многих людей о данном виде топлива, боязни новизны, малом количестве действительно успешных проектов и неразвитости инфраструктуры рынка самого биотоплива под такие проекты. Поэтому первыми, кто вкладывает инвестиции и развивает подобные проекты в Украине, это производители самого биотоплива, которые таким образом диверсифицируют собственные каналы продаж.

Потребительский рынок биотоплива — это сегмент, на который хотят ввойти много компаний. Он представляет интерес за счет более высокой цены продажи. Для понимания, розничная цена пеллет в Европе составляет 220-230 евро/тонну, в то время как цена на промышленную гранулу всего лишь 130-150 евро/тонна.

С другой стороны, работа в данном сегменте рынка требует от производителя вкладывать средства в рекламу, брендинг, продвижение в торговых сетях и т.п. В Украине этот сегмент пробуют развивать производители древесного угля и дров . Но они скорее ориентированы не на использование биотоплива для отопления, а на другие потребности людей.

Массово данный сегмент рынка в Украине не скоро будет динамично развиваться, так как льготная цена на природный газ делает биотопливо не выгодным для частных потребителей. Исключение составляют коммерческие предприятия и те, кто думает над решением: делать прокладку газовой трубы в несколько киллометров или поставить биотопливный котел, что будет уж точно дешевле.