Проект закона № 4644 — что нам предлагают?

11 Апр

Правительство по инициативе Премьер-министра Арсения Яценюка 7 апреля зарегистрировало в Верховной Раде проект закона № 4644, которым предлагается внести ряд существенных изменений в 5 действующих законов, регулирующих сферы электроэнергетики, теплоснабжения, государственной регуляции коммунальных услуг и местного самоуправления. По сути документом вносится пакет правок, которые позволят украинскому правительству выполнить требования Международного валютного фонда (МВФ), необходимые для получения экстренной помощи в размере 15-20 млрд долл. заемных средств.

Ключевой нормой, которая предусмотрена законопроектом, является усиление роли Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг. В частности, органы местного самоуправления будут лишены полномочий по формированию тарифов на услуги централизованного отопления, горячего и холодного водоснабжения, а также водоотведения. Проектом предлагается приравнять тепло- и водоснабжающие предприятия к исполнителям этих услуг, а регулятор будет утверждать не только себестоимость производства, транспортировки и поставки тепловой энергии и воды, но и устанавливать окончательные потребительские тарифы на них.

Тарифный контролер

Сегодня лицензиатами Нацкомуслуг являются 270 теплоэнергетических предприятий (96% рынка тепловой энергии), которые ежегодно производят не менее 20 тыс. Гкал тепла, а транспортируют и поставляют – не менее 18 тыс. Гкал. Регулятор также контролирует около 90% рынка водоснабжения и водоотведения: лицензиатами Комиссии являются 130 предприятий водно-канализационного хозяйства, которые осуществляют свою деятельность в городах с населением более 30 тыс. человек. Годовой объем реализации холодной воды для водоканалов, попадающих под госрегулирование, – от 300 тыс. куб.м., а услуг водоотведения – 200 тыс. куб.м.

Тарифный регулятор устанавливает для лицензиатов-монополистов на основании предоставленных ими расчетов экономически обоснованную себестоимость Гкал тепловой энергии и кубометра воды. Сфера регулирования распространяется «до стены» многоквартирного жилого дома. Фактически, Комиссия формирует себестоимость тепла и воды как товара. Тарифы на услуги централизованного отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения устанавливают местные власти с учетом затрат на поставку и обслуживание «внутри дома». Также на местах формируют конечный тариф и для небытовых абонентов – бюджетных организаций и юридических лиц.

Двуличные тарифы

Такая «двойственность» тарифообразования является предтечей множества проблем как для предприятий-монополистов, так и для потребителей. В частности, если многоквартирным домом управляют непосредственно жильцы (ОСМД, ЖСК), то проблема обслуживания водопроводных и тепловых внутридомовых сетей становится актуальной. Жильцы требуют оказания соответствующих услуг от водоканалов и теплоэнерго, а монополии, в свою очередь, – «прикрываются» лицензионными условиями (поставки ресурсов «до стены дома»). Если предприятия отрасли оформляют официально обслуживание внутридомовых сетей, то, соответственно, затраты включаются в тариф на воду или тепло, что не радует потребителей. Кроме того, сама «двойная» процедура формирования стоимости коммунальных услуг – непрозрачна и закрыта для населения. В результате, жильцы домов не могут добиться быстрого решения «внутридомовых» проблем, связанных с водоснабжением или теплообеспечением, поскольку им придется обращаться не к монополистам (водоканалу, теплоэнерго), а к исполнителям услуг (коммунальным предприятиям).

Миротворческая норма

Если предложенный парламентом законопроект будет принят, он позволит «снять» эти правовые коллизии. Кроме того, документ разграничивает исполнителей услуг горячего и холодного водоснабжения, закрепляя такие полномочия за теплокоммунэнерго и водоканалами, соответственно. Эту революционную норму отрасль ждет уже давно, поскольку существуют правовые споры между водоканалами и теплоэнергетическими предприятиями о том, кто же все таки должен платить за воду, которая «подается на подогрев». Законодательное урегулирование этого вопроса, условно, позволит водоканалам продавать холодную воду как товар теплоэнергетикам, а те в свою очередь будут включать ее в стоимость горячей воды. Этот механизм избавит теплоэнергетиков от нужды выделять из структуры платежей за горячее водоснабжение, полученных от потребителей, стоимость холодной воды и перечислять ее водоканалам.

Близость потребительских отношений

Еще одной принципиальной нормой, закрепленной проектом, является изменение ст. 19 закона «О жилищно-коммунальных услугах». Предполагается, что водо- и теплоснабжающие предприятия смогут наконец перейти на прямые договора с физлицами — потребителями – собственниками, арендаторами квартир. При этом потребителю не нужно будет заключать дополнительный договор на предоставление коммунальных услуг – таким соглашением будут считаться договора присоединения к сети. Это должно дать возможность потребителю апеллировать к поставщику и производителю услуг напрямую, без посредников в лице исполнителей – жилищно-эксплуатационных организаций.

Газовый угар

Впрочем, документ содержит все еще опасную для экономики теплоэнергетических предприятий инициативу: проектом предлагается вновь обязать теплокоммунэнерго открывать в уполномоченном правительством банке счета со специальным режимом использования. На этих счетах будут аккумулироваться все полученные от потребителей средства за тепловую энергию и горячую воду, а из этой суммы автоматически отчисляться уплата предприятий за энергоносители их гарантированному поставщику – НАК «Нафтогаз-Украины».

Такой механизм для предприятий теплоснабжения не новый – он и так закреплен законом «О теплоснабжении», и в том или ином виде действует с 2009 года. Однако правительственный документ четче прописывает схему автоматических отчислений оплаты за природный газ поставщику, а не газораспределительной компании – облгазу. В условиях экономической необоснованности тарифов на тепловую энергию, автоматическое отчисление средств за энергоносители приводило к тому, что предприятия сегмента теплоснабжения оказывались без «средств к существованию» — оставшейся суммы не хватало на покрытие операционных затрат (выплаты зарплаты, обслуживанием сетей и т.д.).

Две стороны тарифной медали

Решение проблемы стоимости коммунальных услуг заложено в основе документа и продиктовано требованиями МВФ. С одной стороны – законопроект является логическим следствием уже проведенного правительством повышения тарифов – с 1 мая для украинцев стоимость газа увеличится на 50%, а с 1 июля для теплоснабжающих предприятий – на 40%. Последнее несколько сократит разрыв между рыночной ценой газа (после денонсации РФ «харьковских соглашений», она составляет 485,5 дол. за тыс. куб.м) и специальной ценой для теплокоммунэнерго – 1309 грн (будет 1,8 тыс. грн за тыс. куб. м газа).

Но, с другой стороны, для того, чтобы упразднить перекрестное субсидирование этого недостаточно, поэтому правительство обещало постепенно повышать тарифы на 20-30% в последующие несколько лет. В тоже время говорить о том, насколько будет обоснованной стоимость коммунальных услуг, в случае суммарного их повышения на 130-150% — сейчас сложно. Учитывая, что цена на импортный российский газ меняется стремительно и преимущественно в сторону роста, спрогнозировать обоснованную экономикой стоимость тепловой энергии невозможно.

Политика или экономика?

Кроме того, передача всех тарифных полномочий регулятору — шаг экономически оправданный, но противоречащий политике децентрализации, курс на которую объявило правительство. Впрочем, госрегулирование тарифообразования вводилось непосредственно для того, чтобы избежать излишней «заполитизированности» тарифов – местным властям политически неинтересно идти на такие непопулярные меры, как тарифный рост. Тем не менее, работать регулятору на условиях, диктуемых рынком, украинские власти тоже не давали: тарифы замораживались, предприятия искусственно накапливали долги за энергоносители, сумма которых сейчас превышает 15 млрд грн.

И, наконец, главное. Потребителям стоит готовиться к кратному увеличению стоимости не только газа и горячей воды, но и услуг отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения. Этого требует экономика отрасли. Это одно из условий выхода из экономического ада в рыночный свет.

Но смогут ли потребители заплатить за услуги ЖКХ по новой, высокой цене? Как будут соблюдаться интересы потребителей? Когда, наконец, отрасль сможет привлекать средства на модернизацию, и как следствие, улучшение качества услуг? Сможет ли предложенный новый механизм субсидирования (постановление КМУ №83) удержать платежную дисциплину на уровне теперешнем – до 98%, а также смогут ли чиновники обеспечить выплаты компенсаций на затраты за оплату услуг ЖКХ при пока еще пустой казне — вопрос открытый. И пока страна ищет на него ответы, гореть нам в коммунальном аду.

Автор: Мария Цатурян

По материалам: jkg-portal.com.ua