Проблема субсидирования тарифов на электроэнергию в Украине

27 Фев

Прошедший год стал рекордным по сумме дотаций за поставки электроэнергии льготным категориям потребителей. Объем перекрестного субсидирования достиг 34.47 млрд грн по сравнению с 28.05 млрд грн в 2011 г. С 2005 г. этот показатель возрос в 9.4 раза. В Совете ОРЭ констатируют, что рост объемов перекрестного субсидирования уже невозможно компенсировать исключительно за счет промышленности.

Тарифы на стол

Почти 30% оптовой рыночной цены э/э уже приходится на дотационные сертификаты. Это обстоятельство не на шутку взволновало энергетиков. Совет Оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) решил обратиться к председателю комитета ВР по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности Николаю Мартыненко с просьбой провести круглый стол по данной проблеме.

В год парламентских выборов тему не поднимали. Фактически осталось два года, чтобы сдвинуть реформы и навести порядок в тарифах до начала избирательной президентской кампании в 2015 г.

«На сегодня перекрестное субсидирование одних потребителей другими достигло в Украине невиданных в мировой практике масштабов и является одной из важнейших проблем при функционировании рынка электрической энергии», — утверждают в Совете ОРЭ. Суть вопроса — в сдерживании тарифов для населения. Весь груз ложится на промышленность, которая в конечном итоге закладывает высокие цены на э/э в себестоимость товаров и услуг.

Это не только снижает шансы предприятий выиграть конкуренцию у иностранных производителей на внешнем и внутреннем рынках, но и бьет по гражданам. Ведь они все равно оплачивают дорогое электричество, покупая промтовары. Тут проявляется и социальная несправедливость, так как энергозатраты промышленности перекладываются в равной мере как на богатых, так и на бедных.

«В этом случае население несет значительно большую ценовую нагрузку, чем в случае повышения цен на электроэнергию для бытовых потребителей с одновременным предоставлением социальной помощи малообеспеченным слоям населения», — считают в Совете ОРЭ.

В теории все выглядит примерно так. Сейчас население платит около 30 коп за 1 кВтч при реальной стоимости, допустим, 90 коп. Разницу в 60 коп граждане погашают при покупке товаров. Сейчас получается, что цена э/э в товаре одна для всех граждан, и не зависит ни от их доходов, ни от объема энергопотребления. А вот при реальной стоимости э/э люди платили бы только за тот свет, который они использовали, появился бы стимул к экономии электричества.

По мнению участников ОРЭ, постоянный рост объемов перекрестного субсидирования уже невозможно компенсировать исключительно за счет промпотребителей. «Это приводит к сокращению финансовых ресурсов энергетических компаний и имеет следствием сокращение инвестиционных программ этих предприятий, в то время как сама отрасль нуждается в привлечении больших объемов средств на реконструкцию и модернизацию», — считают специалисты.

То есть рынок не доплачивает энергетикам, чтобы как-то смягчить давление на промышленность. В то же время эксперты уже заявляют о необходимости повышения отпускных тарифов «Энергоатома» для продления сроков эксплуатации энергоблоков АЭС. В противном случае атомные блоки остановят. Это приведет к дефициту дешевой э/э, и тогда резкого скачка цен не избежать.

Для ТЭС в этом году выделят более 2.5 млрд грн в тарифе в качестве надбавки на модернизацию и реконструкцию. Хотя общий объем затрат на эти цели оценивается примерно в 160 млрд грн за 10 лет. «Без решения такой неотложной проблемы электроэнергетической отрасли, как ликвидация перекрестного субсидирования, нельзя рассчитывать на ее эффективное функционирование, последующее развитие и возможность реформирования», — выносит вердикт Совет ОРЭ.

Счастливая девятка

На сегодня существует 8 категорий льготных групп потребителей. Среди них население, угольные предприятия, городской электротранспорт, внешнее освещение населенных пунктов, детские центры «Артек» и «Молодая гвардия», предприятия, внедряющие инновационные проекты, и потребители, которые рассчитываются по дифференцированным тарифам в зависимости от времени суток.

Девятую позицию в перечне льготников могут занять два ферросплавных предприятия одного собственника. Это, разумеется, не вяжется с общей логикой ухода от перекрестного субсидирования. Но таково было решение правительства, считающего необходимым снизить цену э/э некоторым электрометаллургам до конца 2013 г.

Соответствующее постановление Кабинет Министров принял еще в октябре 2012 г. Но выполнить его оказалось тяжело, так как документ ставил задачу, но не давал механизма ее реализации. Всем было понятно, что снижение цен избранным заводам идет вразрез с принципами свободного рынка.

Согласно закону о защите экономической конкуренции, разрешение на антиконкурентные согласованные действия должен дать Антимонопольный комитет. Если это ведомство не согласится, то его вето может преодолеть правительство. Но надо доказать, что такое решение содействует, например, усовершенствованию производства, технико-технологическому и экономическому развитию, оптимизации экспорта-импорта товаров. Как оказалось, таких расчетов нет.

Поэтому на заседании Совета ОРЭ 6 февраля принято решение обратиться к претендентам на льготу — ПАО «Стахановский завод ферросплавов» и «Запорожский завод ферросплавов», а также к ГП «Энергорынок» и «ДТЭК Востокэнерго» с просьбой подготовить экономическое обоснование положительного влияния на конкуренцию такого решения. «Энергорынок» также должен рассчитать влияние льгот для ферросплавщиков на участников рынка э/э.

Каким может быть положительное влияние на экономику от снижения цен для двух заводов, можно только догадываться. Ну, запустят ферросплавные цеха, пару тысяч человек вернутся на работу. Возможно, удастся чуть дешевле продать украинские ферросплавы на экспорт и для внутреннего рынка. Наверняка телеканалы, которыми владеют те же собственники, что и ферросплавными предприятиями, станут меньше критиковать правительство. Все. Глубинных проблем все равно не решат. Так, временная мера в ожидании улучшения конъюнктуры на рынке металлопродукции.

Судя из документов Совета ОРЭ, правительство и электрометаллургические предприятия 5 февраля все-таки подписали меморандум о взаимопонимании. Осталось узнать, что в нем написано и как он будет выполняться. Совет ОРЭ свою работу уже выполнил — изменения в договор между участниками ОРЭ приняты. Но в любом случае, льготы для двух предприятий одной финансово-промышленной группы начнут действовать после согласования НКРЭ, Минэнергоугля и АМК.

В долгах, как в шелках

Еще одной ключевой проблемой для энергорынка стал уровень расчетов за э/э. Совет ОРЭ даже решил обратиться по этому поводу к правительству. Уровень расчетов угольных предприятий и сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) называется не иначе как катастрофическим.

По бюджетной программе «Реструктуризация угольной и торфодобывающей промышленности» (код 1101070) на оплату э/э за 11 мес. 2012 г. перечислено 2.53 млн грн, или 0.6% от необходимой суммы. Шахты, получающие бюджетные средства по программе «Государственная поддержка угледобывающих предприятий на частичное покрытие расходов по себестоимости готовой товарной угольной продукции» (код 1101110), за 11 мес. 2012 г. использовали э/э на 1938.5 млн грн, из которых оплатили только 62.7%.

«В результате отсутствия финансирования статьи расходов на оплату «за потребленную электрическую энергию» в государственном бюджете, бюджетные средства распорядители направляют на выплату заработной платы и другие первоочередные платежи, поэтому оплата электроэнергии осуществляется по остаточному принципу», — поясняют в Совете ОРЭ.

Долг угольщиков за 11 мес. 2012 г. за э/э достиг 1498.95 млн грн. В итоге поставщикам трудно рассчитываться с ГП «Энергорынок». В ЖКХ ситуация не лучше. Местные бюджеты получают средства из госбюджета на погашение разницы в коммунальных тарифах не в полном объеме.

В целом долги за э/э по итогам 2012 г. составили 11.44 млрд грн. За год они увеличились на 0.8%. Горняки задолжали 3.895 млрд грн, ЖКХ — 3.365 млрд грн, в т.ч. 2.427 млрд грн — водоканалы. Население не оплатило свыше 3 млрд грн.

Выход из ситуации в Совете ОРЭ видят в увеличении ассигнований в госбюджете 2013 г. угольным предприятиям на 524 млн грн по программе «Реструктуризация угольной и торфодобывающей промышленности» с обязательным указанием «на оплату потребленной электроэнергии». По программе господдержки аналогичные платежи должны составить 1.45 млрд грн. Также необходимо 3.458 млрд грн на погашение долгов прошлых лет. Отдельные средства идут на финансирование экологической брони угольных предприятий.

Энергетики также просят утвердить порядок предоставления субвенций на покрытие разницы в тарифах на тепло, центральное водоснабжение и водоотвод и перечислять их местным бюджетам в полном объеме.

Автор: Владимир ЗЕРНОПАЦКИЙ

Перепост: UaEnergy