Изменения в законодательстве тормозят развитие возобновляемых источников энергии
15 Апр
Вступившие в силу с первого апреля изменения в Закон об электроэнергетике сохраняют выгоду для существующих игроков и усложняют выход на рынок возобновляемых источников новых. Почему так — читайте в статье Наталии Гузенко, которая собрала мнения экспертов украинского рынка.
Если в мире альтернативная энергетика пережила свой ренессанс и сейчас развивается значительно медленнее, чем два-три года назад, то в Украине все происходит с точностью до наоборот. Хотя пока энергия возобновляемых источников занимает в общем объеме чуть больше 1%, тем не менее в прошлом году активно развивалась солнечная энергетика, к единой энергосистеме было подключено несколько крупных ветряных парков, что увеличило установленные мощности ВЭС вдвое.
Однако в конце прошлого года на этом рынке многое поменялось, так как претерпел изменения закон об электроэнергетике, новая редакция которого вступила в силу первого апреля этого года. Новый документ фактически укрепил положение основных игроков рынка альтернативной энергетики, сделав будущие инвестиции в эту отрасль менее выгодными. Кроме того, изменилось положение небольших инвесторов. С одной стороны, закон поддержал частных лиц, устанавливающих на своих крышах солнечные панели, с другой — сделал менее выгодной продажу «Энергорынку» энергии, производимой малыми ветроэлектростанциями.
Все свое
Одним из главных изменений игроки и эксперты, опрошенные «Инвестгазетой», однозначно называют уточнение требований к местной составляющей — доле работ, услуг и товаров украинского происхождения в построенной станции, обязательной для получения «зеленого» тарифа. По новым правилам обязательная 30%-ная украинская часть должна быть в станциях, строительство которых началось в первой половине прошлого года, а введение в эксплуатацию планируется с первого июля 2013-го. Станции, сданные после Нового года, получат тариф только в том случае, если будут как минимум наполовину построены из отечественных комплектующих.
Причем тут появилась немаловажная деталь. До апреля 30%-ные и 50%-ные доли могли определяться произвольно: например, если проектирование и строительство давали нужный процент от общей стоимости проекта — условие считалось выполненным. Теперь же в законе оговаривается украинская доля во всем — от строительства до конкретных агрегатов ВЭС, СЭС.
Самые большие преференции получила солнечная энергетика. Электроенергия СЭС обходится потребителям впятеро дороже, чем в среднем по рынку или ГЭС. Но эта конкретика чревата для игроков двумя проблемами. Во-первых, производителей оборудования для альтернативных станций в Украине не так много. Единственный производитель оборудования для ВЭС — «Фурлендер Виндтехнолоджи Украина» (Краматорск, Донецкая обл.). Солнечные модули для гелиопарков производят тоже считанные компании. Их могло быть и больше, но тут потенциальные инвесторы сталкиваются со второй проблемой. Дело в том, что по закону алгоритм подсчета доли украинских работ в том или ином оборудовании должна разрабатывать Нацкомиссия регулирования электроэнергетики, но пока этого документа нет.
В итоге, по словам предправления «Западно-Крымской ВЭС» Лоика Лерминьо, из-за отсутствия конкретного алгоритма иностранным инвесторам сложно принимать решение о локализации производства в Украине.
Не для малых
Если в Европе в ветроэнергетике активно участвует малый и средний бизнес, то в Украине правительство отсекло небольшие проекты, сделав невыгодной продажу производимой ими энергии в сеть. Согласно новому закону, для ВЭС мощностью больше 2 МВт дополнительный коэффициент составляет 2,1, а для станций от 600 кВт до 2 МВт — всего 1,4 (чем не штучная дискриминация игроков рынка, иными словами — «для своих»). Причем с дальнейшим уменьшением мощности станции тариф снижается. Поэтому компании и частные пользователи строят малые ВЭС исключительно для собственных нужд, что отнюдь не способствует развитию малой ветроэнергетики.
По словам генерального директора ООО «Греса-Групп» Николая Савчука, из-за падения доходов после кризиса упал и спрос на малые ВЭС, вплоть до конца прошлого года. Но в настоящее время ситуация начинает стабилизироваться. «Только за январь-март 2013-го было заказано примерно столько проектов ВЭС, сколько за весь прошлый год (всего в 2012-м было 116 малых станций. — Ред.)», — рассказывает Савчук. Добавляя, что в этом году заказывают станции примерно вдвое мощнее, чем в прошлом: если в 2012-м в основном устанавливали ВЭС по 2 кВт, то сейчас популярностью пользуются станции в 4-20 кВт.
Проигнорировав небольшие ВЭС, закон поддержал небольшие гидроэлектростанции. Микростанции смогут продавать в сеть энергию с коэффициентом 2, в то время как станции мощностью от 200 кВт до 1 МВт смогут умножать базовый тариф только на 1,6, а более масштабные проекты останутся фактически без поддержки.
Ситуацию усложняет то, что получить доступ к «Энергорынку» и продавать туда излишки электроэнергии небольшим игрокам очень сложно.
К примеру, новая редакция закона прямо обязывает энергоснабжающие компании с 2014 года выкупать у домохозяйств по «зеленому» тарифу избыточную электроэнергию, производимую солнечными электростанциями мощностью до 10 кВт. Но и тут не обошлось без своих «но». По словам консультанта инженерного объединения «Солнечные новые технологии» Валерия Червинского, пока что законодательно даже не прописано, к кому обращаться по вопросу подключения к сети, нет алгоритма получения технических условий. В итоге неизвестно, сможет ли простой продавец электроэнергии по «зеленому» тарифу безболезненно получить причитающиеся ему деньги.
Как рассказали «Инвестгазете» в НКРЭ, пока что четкой методологии, как это будет происходить, не прописано и для них. «Если бы не было этих подводных камней, то, возможно, уже через несколько лет большинство крыш домов и подсобных помещений, где есть возможность установки таких систем, были бы в фотовольтажных панелях», — уверен консультант инженерного объединения «Солнечные новые технологии» Валерий Червинский.
Условно «зеленый»
Предыдущее законодательство не приравнивало к производителям «зеленой» энергии владельцев биогазовых станций. Нынешние поправки к закону эту несправедливость компенсировали, но лишь отчасти. «Изначально коэффициент «зеленого» тарифа для биогаза планировалось установить на уровне 2,7, однако в принятой редакции закона он составляет всего 2,3«, — рассказывает директор НТЦ «Биомасса» Георгий Гелетуха. Соответственно, окупаться биогазовые проекты будут по 10-15 лет. Хотя при первоначальном тарифе этот срок составлял бы 8-13 лет.
При этом получить «зеленый» тариф могут только биостанции, введенные в производство после первого апреля 2013 года — новый закон не дает права получить этот тариф уже реализованным проектам.
Год назад, в прошлом «зеленом» номере, «Инвестгазета» писала о проекте биогазовой установки «Украинской молочной компании». Еще проектируя молочную ферму, они решили последовать примеру своих коллег по цеху в Европе или США и изначально встроить в комплекс биогазовую станцию, которую должны были обеспечивать сырьем (навозом) восемь тысяч коров, содержащихся на ферме. Таким образом компания собиралась убить сразу нескольких зайцев: обеспечить свои поля менее агрессивными после переработки удобрениями, решить конфликт с жителями соседних сел, которых беспокоило соседство такой большой фермы, и, наконец, заработать на продаже излишков электричества.
«В себестоимости молока энергия занимает всего 2-3%. Молочное скотоводство — не самое энергоемкое, коровники отапливать не нужно», — рассказывал председатель правления компании Сергей Быков. За счет разницы между ценой энергии, которую компания предполагала покупать в сети, и электроэнергии, которую она продавала бы по «зеленому» тарифу, руководство рассчитывало окупить 2,3 млн. евро, вложенные в строительство, и еще 400 тыс. грн., потраченные на подключение, за четыре-семь лет, в зависимости от объемов производства. Новый закон не позволит компании осуществить задуманное — получить «зеленый» тариф она сможет, уверен Георгий Гелетуха, только в том случае, если официально выведет объект из эксплуатации, а потом введет снова.
Однако тут препятствием станет отсутствие на рынке отечественного оборудования для производства биогаза. По словам директора НТЦ «Биомасса», его в Украине просто не производят, и уровень локализации может стать непреодолимой преградой для развития направления. Поэтому, по словам директора Ассоциации свиноводов Артура Лозы, пока что бизнес интересуется такими проектами преимущественно декларативно — строить их выгодно только компаниям, планирующим использовать получаемую энергию на собственные нужды.
Новый закон фактически очень выгоден компаниям, которые уже начали строить и планируют сдать станции до конца 2014 года (для солнечных станций — до 1 апреля 2013 года). Для них коэффициент «зеленого» тарифа устанавливается на максимальном уровне, потом он постепенно начинает снижаться.
Так, если солнечные станции крупнейшего игрока рынка — компании Activ Solar — имеют право на коэффициент в 4,8, то станции, сдаваемые после первого апреля, могут рассчитывать только на 3,5. А в начале 2015 года коэффициент для ветроэнергетики в 2,1 сократится до 1,89. Так что вполне возможно Украину ждет повторение европейской тенденции — только пока государственная поддержка будет на пике, сектор будет расти.
По материалам: Инвестгазета
Записи