Сильные и слабые стороны энергетического сектора Украины

26 Дек

Энергоемкость экономики Украины является одной из самых высоких в мире, она в два с половиной раза выше, чем в среднем в странах ОЭСР, при этом обширные возможности для улучшения ситуации могут привести к значительному снижению спроса на энергию, в том числе на газ и электроэнергию в стране.

Сосредоточение внимания на энергоэффективности и развитие местных, низкоуглеродистых источников энергии принесет Украине ряд преимуществ в долгосрочной перспективе, в том числе: снижение ядерных рисков и расходов на ядерное топливо, повышение энергетической безопасности, экономические выгоды, новые рабочие места, стимулирование отечественной науки и исследований, улучшение качества окружающей среды и уровня жизни.

Сильные стороны

В соответствии с Меморандумом о сотрудничестве в области энергетики между ЕС и Украиной, а также Договором Энергетического сообщества, к которому Украина присоединилась в 2010 году, предусмотрено постепенное сближение энергетического законодательства ЕС и Украины и интеграция соответствующих энергетических рынков (в том числе газового и электроэнергетического), одобренное обеими сторонами.

Украина имеет значительные энергетические ресурсы на своей территории и является важной транзитной страной. Мощности украинской газотранспортной системы (ГТС) в точке входа составляют 288 млрд. кубометров в год, а в точке выхода в страны Центральной Европы — 142 17 млрд. кубометров. Украина имеет 13 подземных хранилищ газа общей емкостью 31 млрд. кубометров. Они позволяют обеспечить поставку газа во время пикового потребления в ЕС в зимний период. Вместе с объединенной ГТС, они играют решающую роль в обеспечении бесперебойной транспортировки газа в ЕС с Востока при переменных условиях (техническое обслуживание, аварии). Это то, чего нет на других маршрутах транспортировки, которые «Газпром» называет в качестве альтернативы украинским газопроводам: «Ямал-Европа», «Голубой поток», «Северный поток», «Южный поток».

Собственная добыча газа в Украине составляет в среднем около 20 млрд. кубометров, с тенденцией роста в 2013 г. (20,998 млрд. кубометров) и 2014 г. (13,193 млрд. кубометров с января по август, + 2,5% к 2013 году) на месторождениях традиционного газа.

Украина успешно внедрила реверсные поставку газа из Польши, Венгрии и Словакии. В 2013 году около 2,2 млрд. кубометров газа было получено из спотовых рынков ЕС. В 2014 и в последующие годы, реверсные поставки газа могут вырасти до 10-12 млрд. кубометров, обеспечивая значительную диверсификацию и снижение зависимости от одного монопольного поставщика. Трубопровод, с текущей мощностью 27 мкм сутки (почти 10 млрд. кубометров/год), был официально запущен в начале сентября 2014 года для поставки природного газа в Украину из ЕС через Словакию.

Украина покрывает внутреннее потребление электроэнергии за счет собственного производства. Генерирующие мощности включают атомные, тепловые и гидроэлектростанции. Избыток электроэнергии Украина экспортирует в Европу, в основном в Венгрию, Словакию, Румынию и Молдову.

Украина имеет льготную систему тарифов, которая способствует развитию возобновляемых источников энергии.

В стране есть большие резервы биомассы, которые можно использовать для отопления и когенерации вместо газа и угля; количество реализованных проектов быстро растет по всей стране.

Домохозяйства, коммунальное хозяйство и промышленность обладают большим потенциалом для экономии энергии (до 60%) за счет реконструкции, восстановления и модернизации.

Рост цен на энергию стимулирует изменения в законодательстве Украины и поведении потребителей в сторону более высокого уровня энергоэффективности.

Слабые стороны

В последние годы Украине не удалось добиться улучшения постсоветской высокоэнергоемкой экономики из-за сохранившихся субсидий для большого количества потребителей, популистской политики правящего правительства и финансовой заинтересованности поставщиков энергии в крупномасштабном, непрозрачном энергетическом рынке.

Энергоэффективность и экономия не стали приоритетными в стратегических документах страны, несмотря на их решающее значение для балансировки государственных и частных бюджетов.

Действующие государственные программы развития энергетики противоречат друг другу с точки зрения использования возобновляемых источников энергии и целей в сфере повышения энергоэффективности, в них доминирует цель по увеличению производственных мощностей во всех сферах, вместо поддержки экономии энергии.

Производители привыкли получать государственные субсидии в соответствии с объемами используемых источников энергии и, следовательно, не заинтересованы в усовершенствовании генерирующих мощностей и распределительных сетей.

Непрозрачная приватизация энергетических активов обусловила слияние бизнеса и политических групп, имеющих намерения контролировать и непрозрачно распределять финансовые источники в рамках схемы — прибыли в частные карманы, долги государству.

Двойственный подход и неоднозначность внешней политики по направлению Восток — Запад сдерживают прогресс в энергетической сфере и ослабляют позиции Украины в переговорах с Россией.

Существует неэффективная система учета энергии (газа, электроэнергии и тепла) с низкими возможностями по регулированию предлагаемых услуг со стороны потребителей (в частности теплоснабжения).

Определение тарифов усложняется из-за перекрестного субсидирования цен на энергию.

Потери в магистральных и распределительных сетях по-прежнему значительно выше, чем в странах ЕС (около 12% электроэнергии, 2-3 млрд. кубометров газа и до 60% тепла).

Система электроснабжения Украины имеет ограниченное подключение к европейской электросети (ENTSO-E) через энергетический остров Бурштынской ТЭС.

Более 70% от общих установленных мощностей тепловых электростанций уже исчерпали свой срок службы и нуждаются в дорогостоящей модернизации.

Украинский сектор атомной энергетики по-прежнему сильно зависит от России по топливу, технологиям и переработке использованного ядерного топлива.

Данный анализ подготовлен авторами:

  • Михаил Гончар,
  • Оксана Ищук,
  • Андрей Чубик

и отражает их мнение касательно развития энергетического сектора. Данный анализ был подготовлен в контексте Восточного Партнерства Украины. Ознакомиться с полным SWOT-анализом, который включает возможности и угрозы развития энергетического сектора, а также других стран, можно здесь.